История происхождения пакетированного чая
В двадцатых годах завариванием чая
без заварного чайника заинтересовался американский инженер Фэй Осборн,
служивший в компании, производившей разные сорта бумаги. Он подумал, что можно
попробовать подыскать такой сорт, который окажется дешевле шелка, марли или
газа и не будет обладать никаким собственным вкусом.
Однажды он обратил внимание на необычную тонкую, мягкую, но прочную бумагу, в
которую упаковывались некоторые сорта сигар. Узнав, что этот сорт бумаги делают
в Японии вручную из какого-то экзотического волокна, в 1926 году он решил
изготовить такую же бумагу. Он перепробовал разные сорта тропической древесины,
джут, сизаль, хлопчатник и даже волокна из листьев ананаса. Ничего не
получалось. Наконец, он наткнулся на так называемую манильскую коноплю или,
коротко, - манилу, из которой вьют морские канаты (на самом деле это растение
не имеет никакого отношения к конопле, это родственник банана). Результат
оказался многообещающим.
В 1929-31 годах Осборн испытывал разные химические составы, которые позволили
бы сделать бумагу из манилы более пористой при той же прочности . Подобрав
нужный метод, он еще несколько лет потратил на перевод своего лабораторного
процесса, позволявшего делать отдельные листы, на большую машину, выпускающую
целые рулоны бумаги.
Тем временем матерчатые мешочки с заваркой уже укрепились на американском
рынке. Делали их из марли, а о масштабах говорит цифра: в тридцатых годах на
чай в США уходило ежегодно более семи миллионов метров марли. К весне 1934 года
Осборн наладил изготовление чайной бумаги из манильского волокна на большой
машине. Уже в 1935 году его бумага стала применяться также для упаковки мяса, столового
серебра и электротехнических изделий. К концу тридцатых годов бумажные пакетики
уже успешно конкурировали с марлевыми.
Но с началом второй мировой войны манила стала стратегическим сырьем (она
растет лишь на Филиппинах), и власти США не только запретили тратить ее на
чайные мешочки, но и реквизировали имевшиеся у Осборна запасы для нужд флота.
Изобретатель не сдавался, он наладил "отстирывание" списанных
манильских канатов от грязи и масла, а так как этого сырья не хватало, он ввел
в свою бумагу добавки вискозы. Продолжая исследования, в 1942 году он получил
новую, очень тонкую, но достаточно прочную бумагу без манильского волокна, а
через два года нашел способ "склеивать" края мешочков горячим
прессованием вместо сшивания нитками. Эти два достижения открыли чайным
пакетикам широкую дорогу к столу.
Но не меньше пол века заняло у чайных пакетиков, чтобы добраться в
Великобританию. Из-за бумажного ярлычка на веревочке, прикрепленной к пакетику
британцы отнеслись с подозрением к американскому изобретению. Предназначенный
для того, чтобы легко достать пакетик из чашки, он часто попадал в чашку и
давал больше вкуса, чем сама чайная пыль в мешочке, жаловались они.
Британцам также не нравилось то, что американцы заваривали чай в чуть-теплой
воде, а не в кипятке.
Компания Джозефа Тетли, крупнейшие производители чая в Великобритании, ввели
чайные пакетики в 1953 году и они были встречены без энтузиазма. В начале шестидесятых
в Великобритании в пакетиках было продано менее 3 процентов чая. Но все
изменилось в 1964, когда появились перфорированные пакетики. Сегодня Тетли
продает 200 миллионов чайных пакетиков в неделю.
В 1950 году та же фирма Teekanne предложила упаковывать чайные листья в
специальные двухкамерные пакетики из тончайшей фильтровальной бумаги. При этом
клей вообще не использовался. Это значительно улучшило вкус чая и чайные
пакетики начали получать широкое распространение и постепенно завоевали
популярность во всех странах, добравшись в 90-е годы прошлого века и до России.
Сейчас применяют бумагу-фильтр, запатентованную американской фирмой Dexter в
1938 году. Ну, а сам чайный пакетик был запатентован только в 1952 году фирмой
успешного производителя чая по фамилии Липтон.
Следует отметить, что существует одно преимущество, отличающее чай в пакетиках
от обычного чая. В пакетики кладут, в основном, мельчайшие частички чайного
листа, полученные при переработке. В основном это края листа. А в этой части
растения особенно большая концентрация полезных веществ и аромата. Так что
мнение о плохом качестве чая из пакетиков не всегда является верным.
Сейчас пакетики с чаем применяют во всех странах, даже в Китае. Правда, только
в гостиницах для европейцев. Сами китайцы все-таки придерживаются мнения, что
спешка и чай – вещи несовместимые, потому как для них чай – не напиток, а
традиция и искусство. Поэтому, оказавшись в Китае или Японии, не откажите себе
в удовольствии побывать на настоящей чайной церемонии.